Значение освещения при фотосъемке.

Свет ложится на различные поверхности неодинаково, создавая самые разнообразные впечатления об объеме, форме, массе и фактуре предметов.

Объем и форма принадлежат к числу тех внешних качеств предметов, передача которых в наибольшей степени зависит от освещения. Освещение предметов, если оно удачно выбрано, дает возможность получать ощущение их объемности, например, лепной фасад здания при прямом освещении на снимке получится плоским; косое освещение делает его рельефным.

Освещенность предметов может быть различной. Она располагается от наиболее светлого до наиболее темного по следующей шкале (рис. 1): блик — 2; свет — 1 и 3; рефлекс — 7; полутень — 4; тень — 5 и 6:

Светами называются поверхности, обращенные к источнику света и поэтому наиболее освещенные, а также изображение самих источников света.

Блик представляет собой световое пятно на выпуклой ярко освещенной поверхности, обычно глянцевой.

Рефлекс есть освещение отраженным светом, попадающее в область тени. Блик оживляет освещенную поверхность и обогащает оттенки световых переходов; точно так же рефлекс в тени обогащает светотеневую гамму, превращая тень из черного пятна в богатую оттенками форму.

Тенями называются поверхности, обращенные от источника света и поэтому наименее освещенные (собственные тени — рис.1, 5), а также поверхности, заслоненные от источника света находящимся между ними телом (падающие тени — рис. 1, 6). Первые обычно темнее вторых.

Полутенями называются поверхности, обращенные к источнику света под малыми углами и поэтому слабо освещенные.

Освещение бывает рассеянным, направленным и комбинированным.
Рассеянное освещение бедно световыми эффектами. Предметы освещенные рассеянным светом, обладают только светами и полутенями; они лишены бликов, рефлексов и теней. Поэтому рассеянное освещенние скрадывает форму объектов, сводя их к плоским фигурам. На рис. 2, а мы видим эффект освещения рассеянным светом белого куба, стоящего на белой плоскости. Вся светотеневая шкала свелась здесь к двум ступеням: светлому предмету и темному фону.

Направленное освещение позволяет раскрыть все богатство игры света на предметах окружающего нас мира. При направленном освещении образуются собственные и падающие тени (рис. 2, б); на выпуклостях появляется игра бликов, объемы окутываются воздухом, выступают особенности структуры поверхностей (фактура), например кожи лица.

Направленный свет исходящий от одного источника вызывает, правда, чрезмерный контраст изображения, решить эту проблему поможет использование более двух источников света.

Комбинированное освещение представляет сочетание направленного и рассеянного освещения. Комбинированное освещение обладает значительными преимуществами по сравнению с двумя первыми (рис. 2, в). Пользуясь этим видом освещения, можно достигнуть значительных эффектов. В комбинированном освещении прямой свет должен преобладать над отраженным настолько, чтобы глубина теней уменьшилась и стала возможна проработка в них деталей.

 

При искусственном свете желательно всюду, где только возможно, создавать комбинированное освещение; в этом случае тени прорабатываются, и передача формы становится более деталированной.

Важно отметить, что направленное освещение меняет свой характер при удалении источника света от объекта. Уменьшение общей освещенности удалением источника искусственного света или уменьшением ею мощности позволяет уменьшить контраст.

На рис. 3. при прочих равных условиях мощность источника света уменьшена. Световой контраст стал слабее, поэтому объемность цилиндра получилась ослабленной. Из этого примера необходимо сделать вывод, что нельзя достигнуть выявления объема за счет уменьшения света. Только мощный источник света позволяет вырисовывать светотенью объем тел.

 

Освещение может быть простым – свет исходит в одном направлении, и сложным, когда свет распространяется из нескольких источников света в разных направлениях. Применение сложного освещения увеличивает возможности фотографа.

Освещение бывает жестким, когда источник света представлен в виде точки — вольтовой дуги, полуваттной лампы; смягченным, когда свет рассеивается, проходя через полупрозрачный экран (например, зонтик или софт-бокс), и мягким, когда источником света является, например, большое окно и т. п.

От вида освещения зависит очертание теней. При жестком свете тени, их границы, четко  очерчены, что приводит к преувеличению рельефа формы. Смягченное освещение дает размытые контуры теней, уменьшая рельеф объекта. Эффект усиливается с помощью мягкого освещения, в результате чего глубина теней уменьшается.

Лучи, падающие параллельно от источника света, образуют совершенно черные, резко очерченные тени (рис. 4, 1), границы которых также параллельны.

Если источник света расположен близко к освещаемому телу (рис. 4, 2), то тени также будут резко очерченными, но форма их станет конусообразной. Если исходящий в пространство свет от двух источников перекрещивается (рис. 4, 3), то это даст тень и полутень, смягчив контраст изображения.

Чтобы выявить характер объекта съемки, фотограф выбирает освещение. При использовании двух источников света один из них должен быть слабее; их расстояние и положение относительно объекта могут быть неодинаковыми: один из них может давать жесткое освещение, другой более смягченное; первый источник света можно применять в комбинации с отражающим экраном, второй — без него. Может быть использована и комбинация естественного света с искусственным — подсветка.

Направление света является важным фактором при съемке.

Освещение бывает нижним и верхним. Нижнее освещение дает источник света расположенный ниже объекта, верхнее выше. Положение источника света может быть передним, задним, боковым по отношению к объекту съемки.

Свет может падать на поверхность объекта под разными углами. В фотографическом искусстве принято считать, что освещение является прямым, когда лучи света падают под углом 45 градусов, а если угол меньше, то свет называется косым. Использование косого освещения хорошо в случаях, когда требуется выделить форму объекта съемки, его детали.

Разновидностью косого освещения является скользящее, его угол близок нулю градусов. Оно позволяет точно выделить фактуру объекта съемки. Недостатком скользящего освещения является чрезмерный контраст, смягчить который можно добавив прямое освещение объекта слабым источником света.

Объекты съемки имеют разнообразную поверхность и отдельные их части обращены в разные стороны. Поэтому одно и то же освещение может оказаться косым для одних частей объекта и прямым для других. Определение косого или прямого освещения приходится делать с известной степенью условности в зависимости от того, как освещены главные части объекта, составляющие зрительный центр.







Рассказать друзьям об этой замечательной статье:

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Оставить комментарий

* Поля помеченные звездочкой необходимо заполнить.

Подписка на Фотоблог




Введите Ваш e-mail: