Основы композиционного построения снимка.

Каждый снимок имеет содержание. Даже в самом незначительном снимке можно видеть отношение автора к снимаемому объекту.

Когда от первого общего взгляда на изображение мы переходим к внимательному его осмотру, то это делаем обычно по частям. Сначала взгляд останавливается на тех участках снимка, которые привлекают больше всего, затем он переходит к менее заметным деталям. Та часть снимка, которая наиболее привлекает взгляд и с которой начинается последовательное рассматривание кадра, называется зрительным центром.

Кроме зрительного центра, каждый снимок имеет смысловой центр. Допустим, что фотограф выразил свою идею в снимке, заключающем ряд элементов. Не может быть сомнения, что одни из них играют большую, другие – меньшую роль в сюжете снимка. Смысл снимка сосредоточен на одних элементах в большей степени, на других – в меньшей, на третьих – еще в меньшей.

Это значит, что составные части снимка можно оценивать по степени их смысловой важности, и что в каждом кадре есть смысловой центр. Смысловым центром снимка является та часть его, в которой четко выражена идея автора.

Основная задача фотолюбителя – добиться совпадения смыслового и зрительного центров снимка.

Снимок должен иметь единую идею, единую целеустремленность, только тогда он будет обладать впечатляющей силой. Это достигается подчиненностью всех частей ведущему, главному в сюжете. Для этого требуется умение различать главное от второстепенного.

Однако единство сюжета не означает, что снимок должен ограничивайся одним мотивом; оно требует только, чтобы главное в сюжете привлекало нас с первого взгляда.

При обработке снимка можно исправить недочеты, допущенные при съемке: убрать лишнюю часть поля, изменить пропорцию (отношение) верхней и нижней частей снимка, впечатать в небо облака. Эти операции являются продолжением отбора средствами композиции.

Итак, для создания образного, художественного снимка фотолюбитель должен организовать материал для снимка, устранить из кадра все случайное, нехарактерное, не относящееся к центральной идее.

Начинающий фотолюбитель часто хочет вместить побольше предметов в поле зрения камеры. В подобных случаях получается снимок, по которому глаз блуждает, не задерживаясь ни на чем (фото 1). Также часто в погоне за вычурностью фотолюбитель делает снимок с необычной точки съемки. Примером такого трюкачества является фото 2. Рассматривая его, невозможно догадаться, что это фотография элеватора. Такие снимки не художественны.

Площадь кадра должна быть использована рационально и экономно. Принцип экономии средств нельзя понимать так, что чем снимок более заполнен, тем лучше он скомпонован, наоборот, часто для достижения художественного эффекта необходимо часть площади снимка оставлять незаполненной. Определение этой доли «необходимого и достаточного» дело не математического расчета, а вкуса и творческого чутья; здесь не может быть дано никаких безусловных рецептов.

Весь материал кадра должен производить впечатление уравновешенности, т. е. внутренней связанности и единства. Ни одна из деталей композиции не должна нарушать этой связи н взаимодействия элементов, композиция во всех своих частях должна обладать соразмерностью, чтобы ни одна часть фотографии не «перетягивала» и чтобы её построение в целом обладало стройностью.

Поясним на примере. Необходимо поместить в вертикальном кадре сосуд. Самое просто решение – расположить изображение посреди кадра; правое и левое поля равны, ось симметрии сосуда совпадает с вертикальной осью кадра (рис. 1, а).

Допустим, что у сосуда появился носик. Композиция сразу теряет уравновешенность. Левое поле становится сдавленным, правое – чересчур большим; композиция начинает «тянуть» влево, т. е. утрачивает соразмерность (рис. 1, б).

Рис. 1

Для уравновешивания композиции надо найти для сосуда новое положение, т. е. слегка передвинуть его вправо. Положение в дает кадру необходимую уравновешенность (рис. 1, в). Левое поле на уровне носика меньше правого; на уровне же нижнего расширения сосуда левое поле больше правого. Ось его симметрии уже не совпадает с осью кадра, а проходит правее – таково правильное композиционное решение. Но достаточно придать сосуду ручку, чтобы вновь потребовалось изменить композицию (рис. 1, г).

Простейшей формой уравновешенной композиции является симметричная композиция; однако значительно интереснее изображение, в котором симметрия нарушена; но это нарушение кажущееся – оно обязательно уравновешивается каким-либо приемом.

На рис. 2, а дерево расположено симметрично. Рисунок невыразителен и скучен. Если дерево передвинуть влево, то в этом случае (рис. 2, б) правый угол дает ощущение пустоты и настойчиво требует заполнения; это достигается помещением в углу легких облаков (рис. 2, в). Рисунок сразу начинает «смотреться», так как имеется элемент уравновешенности изображения.


Рис. 2

Чем из большего числа предметов состоит изображение, тем сложнее композиционно правильно расположить их в кадре. Предположим, перед нами стоит задача снять натюрморт из четырех предметов: двух книг, мяча и ветки черемухи. Взаимной связи между этими предметами нет. Поэтому, казалось, вполне достаточно будет расположить их рядом, как показано слева на рис. 3. Однако такое построение изображения невыразительно в силу того, что наш глаз не может охватить все изображение в целом; он, перебегая от предмета к предмету, не знает, на чем остановиться. Задача фотографа так скомпоновать изображение, чтобы глаз не блуждал по фотографии, а сразу находил зрительный центр.

Рис. 3

Достигнуть этого можно только экономией площади рисунка. Все элементы изображения требуется расположить так, чтобы они, занимая возможно меньшую площадь, давали полное представление о их содержании. Композиционное построение на рис. 3 справа удовлетворяет этому требованию.

На рис. 4 мы имеем два изображения. Верхний композиционно построен правильно – центром изображения является корабль; скалы и сваи, заполняя пространство кадра, создают уравновешенность изображения. Передний план отсутствует, что дает ощущение пространства. На переднем плане нижнего рисунка помещены сваи которые, закрыв корабль, собственно, ничего не оставили для наблюдения.


Рис. 4

Искусство заполнения кадра является одним из существеннейших элементов композиции. Оно достигается длительной практикой.

Как мы видели в вышеприведенных примерах, линии играют в изображении важную роль: они являются его костяком. Чаще всего эти линии скрыты, но человеческий глаз обладает способностью угадывать их направление, устанавливая связь между ними от точки к точке.

На многих фотографических кадрах линейная структура изображения ясно видна, особенно это относится к архитектурным снимкам. На рис. 5 дано несколько графических схем. Ни одна из них не представляет законченной фигуры, но глаз легко дополняет их, восстанавливая связь по точкам и отрезкам линий: легко определить, что а обозначает треугольники; б – кривые, находящиеся на одинаковом расстоянии одна от другой (параллельные кривые); в – овал.


Рис. 5

Эта особенность нашего восприятия помогает художнику в создании линейной структуры изображения. Для этого он пользуется «знаками», которые определяют направление линий; глаз зрителя, скользя по ним, устанавливает непрерывность связи. Такими знаками являются прежде всею контуры (очертания) предметов, видимые на каком-либо фоне; далее это границы тонов (например, граница между темносерым и светлосерым участками); затем это отдельные детали, выделяющиеся своим изолированным положением; наконец ими являются детали, имеющие линейную протяженность: линия горизонта, линия железнодорожного пути, линия натянутого каната и т. д. Чтобы добиться желаемого эффекта средствами линейного построения, нужно знать и учитывать впечатляющие свойства линейных направлений. Различные линии производят разное впечатление: кривые линии смотрятся иначе, чем ломаные; ломаные – иначе, чем прямые. Наконец, прямая линия также производит разное впечатление в зависимости от того, расположена ли она вертикально, горизонтально или наклонно.

Линейное построение в сочетании с другими приемами композиции может придать изображению подвижность или устойчивость, простоту или усложненность.

Почти в любом изображении можно найти элементы геометрической фигуры. Разумеется, эту геометрическую фигуру можно только мысленно вписать в кадр ила его часть. Наличие в изображении такой внутренней связи придает ему ту или иную силу и значение. Одни и тоже предметы, если расположить их изображение в треугольнике, круге или в ромбе, будут производить разное впечатление.

Композиция в треугольнике часто характеризуется симметричностью. При таком построении изображение иногда можно разделить на две разные части. Это деление ясно чувствуется при рассматривании снимка. Делящая линия становится зрительным стержнем изображения. Сказанное надо учитывать при компоновке снимка в треугольную композицию, ибо при таком построении изображения ему легко придать характер нарочитости, натянутости. Но если удачно выбран сюжет и хорошо использованы другие композиционные элементы, то композиция в треугольнике может придать изображению хорошую впечатляемость (фото 3).

Композиция в овале и круге характеризуется отсутствием ясно выраженной делящей линий. При такой композиции взгляд легко скользит по изображению, невольно вписывая в кадр овал или круг. Такое построение изображения придает ему своеобразную плавность и ритмичность, вызванную тем, что глаз может несколько раз обежать по овалу, ни на чем не задерживаясь (фото 4).

Хорошо прибегать к композиции в овале, фотографируя групповой портрет; тогда изображение всех участников съемки составит как бы единое целое.

При композиции в круге внимание зрителя сосредоточивается преимущественно на нейтральной части изображения. Поэтому к такой композиции надо прибегать только тогда, когда необходимо обратить внимание на центральную часть кадра.

Изображение часто строят не по замкнутым линиям, а по прямым, причем эти линии могут иметь горизонтальное или вертикальное направление или же кадр может быть построен по диагонали. Каждому из этих направлений присущи, известные особенности, о которых написано ниже.

Композиция по горизонтали хорошо передает ощущение беспредельности пространства. Взгляд, скользя по горизонтали от края до края кадра, невольно уходит за его пределы.

Этот вид линейного построения изображения используется в пейзажных снимках, где он наиболее целесообразен (фото 5 и 6):

Композиция по вертикали особенно пригодна при архитектурных съемках. Съемки леса также строятся по вертикали (фото 7 и 8 ).

Композиция по диагонали является одной из наиболее часто используемых. Основное ее достоинство – передача движения. На фото 9 приведен момент метания копья. Расположение изображения по диагонали кадра придает снимку напряженность: ясно ощущается рывок, за которым последует бросок копья.

Разумеется, не всегда построение изображения по диагонали может создать впечатление движения. При съемке спорта, бега у т. д. надо учитывать еще и необходимость изображения наиболее характерных фаз движения, ибо некоторые моменты положения при быстром передвижении создают впечатление полной статичности – фигура кажется застывшей. При неудачной фазе движения диагональное построение изображения не всегда вызывает видимость движения.

Передача движении в фотографии является труднейшей задачей, разрешить которую полностью можно только при максимальном использовании всех композиционных элементов.







Рассказать друзьям об этой замечательной статье:

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Оставить комментарий

* Поля помеченные звездочкой необходимо заполнить.

Подписка на Фотоблог




Введите Ваш e-mail: