Что такое резкость и её значение в фотографии.

Резкость в фотографическом изображении играет громадную роль, потому что распределением резкости можно сделать изображение близким к нормальному зрительному восприятию или, наоборот, неестественным и даже уродливым.

Нерезкость можно подразделить на три вида в зависимости от причин, ее вызывающих:

  1.  Частная нерезкость изображения, если объект находится   вне   резко изображаемого пространства. Она   наиболее часто встречается при съемке без учета  глубины резкости. Промах фокусировки  – довольно распространенный вид частной нерезкости;
  2.  Размытая нерезкость изображения, происходящая в результате   применения так называемой  мягкой оптики. Такие размытые изображения не имеют точно очерченных линий и контуров;
  3. Смазанная  нерезкость  изображения, получаемая  в том случае, если в момент экспозиции объект находился в быстром движении, а скорость затвора была недостаточна. Смазанное изображение может получиться также и при передвижении камеры в момент выдержки. В просторечии это называется «шевеленка».


Резкость помогает выделить зрительный центр. Если какая-либо часть композиции подана резко, то на ней почти безусловно сосредоточивается взгляд. Лишь в редких случаях другая композиционная деталь темною тона или ярким световым бликом может отвлечь внимание от центра резкости. И наоборот, если резко снят не смысловой центр изображения, а другая ею часть, то смысловой центр теряет свое значение.

Примером может служить снимок начинающего фотографа, когда он, фотографируя портрет, не точно производит наводку на резкость. В результате оказывается резким фон (стена с обоями, предметы в глубине комнаты), сам же портрет, снятый не резко, не привлекает внимания.

Отсюда  необходимо сделать вывод:
Все, что является в изображении главным, должно быть резким; все второстепенное может быть нерезким. Если смысловой центр изображения подан резко, то он становится и зрительным центром.

От центра резкости глаз легко скользит по направлению ее уменьшения, особенно если оно совпадает с линейным направлением композиции снимка. Этим приемом можно пользоваться для создания воздушной перспективы.

Пользоваться смазанной нерезкостью следует при съемке движущихся объектов, чтобы лучше передать движение. Нелепо выглядит на снимке идущий человек с застывшей в воздухе ногой. Фотограф, передавая движение смазыванием изображения, преодолевает изобразительную ограниченность фотографии и вводит в композицию вполне оправданный прием. Однако надо уметь найти предел нерезкости и ее расположение в изображении.

Нечеткость зрительного центра производит неприятное впечатление; нерезкость же второстепенной детали может дать требуемый эффект. Так, например, при съемке оратора неверно давать лицо чуть-чуть шевеленым, но жест руки, которая слегка смазана, может хорошо смотреться.

Применение мягко рисующей оптики удаляет на снимках все мелкие и второстепенные детали и тем самым придает изображению некоторую обобщенность. Особенно часто мягко рисующая оптика используется в портретной фотографии. Но этот прием надо использовать осторожно и только тогда, когда это целесообразно для более художественного выявления композиционного замысла.







Рассказать друзьям об этой замечательной статье:

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Оставить комментарий

* Поля помеченные звездочкой необходимо заполнить.

Подписка на Фотоблог




Введите Ваш e-mail: