Ара Гюлер: Фотография не является искусством. Это более чем искусство…

Ара Гюлер – один из классиков фоторепортажа, сумевших поднять этот, как принято считать, прикладной жанр до высот настоящего искусства. Снимки Гюлера напоминают о стиле его великих собратьев по работе в агентстве «Магнум» – те же лаконизм и изящество в кадре, и то же неброское техническое совершенство в исполнении.

Родился Ара Гюлер летним августовским днем в Стамбуле в 1982 году (16.08.1928).
Еще будучи старшеклассником, он начал работать в киностудиях Стамбула и занимался на актерских курсах. Мечтой будущего фотографа было стать сценаристом или режиссером, однако настоящую славу ему принесло совсем другое занятие-фотография, которая из хобби довольно рано превратилась в профессию (свою карьеру журналиста Гюлер начал в 22 года). Первым местом работы будущего классика стала ежедневная газета «Йени Истанбул»(Yeni Istanbul). По совместительству Ара учился в Стамбульском университете на экономическом факультете. После службы в армии Ара Гюлер начал работать в стамбульском журнале «Хайят» (Hayat), до 1961 года он возглавлял там отдел фотографии.

Примерно в это же время Гюлер начал работать с ведущими мировыми журналами – в 1956 году в Турции открылся ближневосточный офис Time-Life, а 1958 году Гюлер стал еще и корреспондентом журналов Paris Match и Stern  на Ближнем Востоке.

Знакомство с Анри Картье-Брессоном привело к вступлению в легендарное парижское фотоагентство «Магнум». Успехи на профессиональном поприще посыпались один за другим. В 1961 году Ара Гюлеру был лучшим из семи фотографов мира (по версии Британского Ежегодного Фотографическего Журнала), так же  был принят в Американское общество медиафотографов (ASMP), став первым представителем ASMP в Турции. Спустя год получает титул «Мастера Лейки».

В том же году Гюлеру был посвящен специальный выпуск швейцарского фотожурнала «Камера». Спустя два года фотографии мэтра публиковались в книге «Молодая Турция» пера Марианны Норрис. В 1967 публикуются фотографии Гюлера в журнале «Фотография мира», который посвящался Японии, – в том же издании принимал участие Ричард Аведон. В 1970 в Германии вышел фотоальбом Турция. В это время воплощаются и юношеские мечты Гюлера о писательстве – в журналах «Тайм-Лайф», «Горизонт», «Ньюсвик» (США) печатались работы Гюлера по искусствоведению, издавались швейцарским издательством «Скира».

Ара Гюлер – автор иллюстраций к книге Лорда Кинросса «Айя-София» (издана в 1971). Обложки французского, английского, немецкого изданий книги «Пикассо: Метаморфоза и Единство» также были выполнены Гюлером. В 1972 году выставка Ара Гюлера была организована в Национальной Библиотеке в Париже, а в 1975 он получил приглашение для фотографирования известных американцев. В результате этого путешествия вскоре появилась выставка «Творческие американцы», которая увенчалась успехом в нескольких городах мира.

В творчестве Гюлера важное место занимает портрет. Среди его моделей были Бертран Рассел, Уинстон Черчилль, Арнольд Тойнби, Сальвадор Дали, Луи Арагон, Теннеси Уильяме, Уильям Сароян, Марк Шагал… Для Гюлера особенно важной была съемка Пикассо, который был известен своим нежеланием позировать фотографам. Гюлер шел на любые ухищрения, чтобы получить необходимый ему кадр, всегда оставаясь в рамках деликатности и такта.
В 1975 году Гюлер воплощает еще одну юношескую мечту – он снимает документальный фильм «Смерть героя» (Kahramann Sonu), об уничтожении фрегата «Явуз». В то же время, его основное занятие, фотография, продолжает приносить Гюлеру все новые регалии – в 1979 году он получает Первый приз в фотожурналистике Ассоциации журналистов Турции, а в 1980 году коллекция его фотографий была напечатана в книге «Фотография» Карачана Яинчилика.

Через год Гюлер получает награду Генерального управления прессы и информации за сотрудничество с турецкой прессой. Он сделал фотографии для книги профессора Абдуллы Курана «Архитектор Синан» (Mimar Sinan), опубликованной в 1986 году Фондом Хюрриет. Через год Институт турецких исследований издает эту книгу и на английском языке. В 1989 году Хил Яинлари собрал портреты кинозвезд работы Ара Гюлера в отдельный альбом и опубликовал его под названием «Ара Гюлер. Создатели кино».

В 1991 году, во время правления президента Тургута Езаля, Гюлер получает почетную награду от Генерального управления прессы и информации премьер-министра Турции. Тогда же по заданию Министерства иностранных дел Турции Гюлер снимает иллюстрации для «Шестого континента» – произведения Джевата Шакира Кабаачлы (также известного как «Галикарнасский рыбак»). В 1995 он получил награду «За успешную коммуникацию» от факультета коммуникаций Стамбульского университета и награду «Фотограф года» от IFSAK (Стамбульский клуб любителей фотографии и кино).

В 1999 он был удостоен «Высшей награды за коммуникации» от факультета коммуникаций Университета г. Мармарис, а также Высший приз в сфере визуальных искусств от фонда Айдина Догана. В том же году Турецкая ассоциация журналистов представила его к награде «Медиа награда», которую присуждают журналистам по наступлению 50-летнего юбилея их работы в этой профессии. Еще через год, к 70-летию Ара Гюлера, Армянский патриархат наградил его Орденом почета, Гюлер назван Фотографом века в Турции. В 2002 году французское правительство наградило его орденом Почетного легиона и титулом Служителя искусств и литературы. В 2004 году он получил почетную докторскую степень от Технического университета г. Йилдиз.

Гюлер много путешествовал по всему миру, особенно важными для него стали поездки в Южную Америку – его фотографии распространялись агентством «Магнум» для публикаций в журналах и газетах нескольких стран. С 1989 года он участвовал в проекте «День из жизни» и работал с лучшими фотографами мира в Индонезии, Малайзии и Брунее. В течение нескольких лет он снимал работы известного архитектора Мимара Синана, в результате чего в 1992 году появилось шикарное издание в жестком переплете «Синан, архитектор Солимана Великолепного», опубликованное издательством «Тэймс энд Хадсон» в Великобритании и «Эдисьон Арто» во Франции.

В том же году «Тэймс энд Хадсон» напечатало его книгу «Жизнь в Стамбуле» в Великобритании и США. Издательство «Архипелаге пресс» выпустило ее в Сингапуре под названием «Турецкий стиль», а «Альбен Мишель» – во Франции под названием «Оттоманские жилища в Турции». Далее последовали две книги в 1994: «Дюня груп» напечатала «Воспоминания старого Стамбула», а Ана Яйнчилик – «Символы прошлого века». В 1995 году «Дюня групп» выпустила «Забытые цвета», а Ана Яйнчилик — «Мир в лицах». Издательство «Яйинлари» опубликовало «Посвящение Ара Гюлеру» в 1998 году, «Япи Креди Яйинлари» – «Семь ориентиров мира» в 2002 и «10 лиц» в 2003 году, «Яйинлари» – «50 лет фотожурнализма» в 2004, «Антартист Яйинлари» – «Ара Гюлер» в 2005 году.


 Многочисленные работы Ара Гюлера размещаются во Французской национальной библиотеке в столице Франции, в Коллекции Шелдон в Университете Небраска и Музее Джорджа Истмана в Рочестере. Последняя публикация под названием «Лучшее Ара Гюлера», в которую входят его черно-белые работы, . черно-белые репортажи и портреты, была издана к его 77-му дню рождения 16 августа 2005 года Домом фотографии в Стамбуле (Fotografevi). Издание книги сопровождалось ретроспективной выставкой.
Несмотря на высокую мировую известность творчества Ара Гюлера, первая выставка его работ в России была в 2006 году.







Рассказать друзьям об этой замечательной статье:

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Оставить комментарий

* Поля помеченные звездочкой необходимо заполнить.

Подписка на Фотоблог




Введите Ваш e-mail: